АО «ЦЭЭВТ» производит плановую и срочную диагностику, а также аварийный и капитальный ремонт кожухотрубных (кожухотрубчатых) теплообменных аппаратов различных видов, а именно:

  • проведение гидравлических испытаний теплообменного аппарата с выдачей экспертного заключения;
  • ремонт трубного пучка с разборкой ТА или без таковой;
  • ремонт корпуса ТА;
  • механическую очистку трубного пучка;
  • химическую очистку трубного пучка и межтрубного пространства.

Все виды работ производятся квалифицированными специалистами АО «ЦЭЭВТ» с многолетним стажем; в процессе используются исключительно современные методы, оборудование и материалы.

В случае, если наблюдается неоправданное снижение показателей теплообмена в системе с кожухотрубным ТА, рекомендуемым действием является срочное проведение диагностических работ путём подачи избыточного давления раздельно в трубный пучок и кожух теплообменного аппарата с одновременным аппаратным и визуальным контролем. По результатам диагностики могут быть выявлены следующие характерные нарушения.

1. Вырывание трубы (труб) из трубной решётки, выражающееся в нарушении целостности сварного шва в месте крепления трубы к решётке, что приводит к частичному смешиванию теплоносителей с одновременным изменением показателей давления в системе.

Ремонт кожухотрубных теплообменных аппаратов. Рис. 1

Возможные причины: некачественно проведенные работы по сборке трубного пучка, однократное кратковременное или длящееся критическое превышение рекомендуемого давления теплоносителя.

Варианты устранения неисправности:

а) при незначительном нарушении – очистка и восстановление сварного шва;
б) при значительных повреждениях – удаление трубы с установкой замены;
в) при невозможности замены – изоляция повреждения путём установки наварной заглушки.

Вариант в) в целом технологически приемлем, так как производителем теплообменного аппарата согласно установленных стандартов в конструкцию закладываются запасы мощности до десяти процентов от номинала. Однако, следует учитывать, что такой метод ведёт к повышению гидравлического сопротивления трубного пучка, и потому решение о применении такого метода должно быть взвешенным для каждого конкретного случая.

2. Сквозная коррозия (свищ) трубы трубного пучка, выраженная в нарушении целостности её стенки в пространстве между трубных решёток, что так же приводит к смешиванию теплоносителей и изменению расчётных показателей теплообмена.

Ремонт кожухотрубных теплообменных аппаратов. Рис. 2

Возможные причины: естественный износ от длительной эксплуатации либо неверный расчёт материала труб по коррозионной устойчивости относительно воздействия теплоносителя.

Варианты устранения неисправности:

а) удаление повреждённой трубы с заменой;
б) установка заглушки с соблюдением правила десяти процентов.

Следует учитывать, что в данном случае вероятность повторения проблемы с другой трубой в пучке является крайне высокой, и потому варианты а) и б) следует воспринимать как временные меры; кардинальным решением является полная замена трубного пучка на новый, изготовленный с учётом выявленных причин повреждения предыдущего.

3. Сквозная коррозия кожуха, выраженная в видимой потере теплоносителя через образовавшееся отверстие.

Ремонт кожухотрубных теплообменных аппаратов. Рис. 3

Возможные причины: те же, что и в случае 2 (естественный износ, неверный расчёт материала).

Варианты устранения:

а) установка наварной заплаты.

Так же, как и в предыдущем случае, установка заплаты может являться временной мерой; для уверенной безаварийной эксплуатации рекомендована замена кожуха в целом.

4. Засорение труб пучка или межтрубного пространства, выраженное в увеличении гидравлического сопротивления.

Ремонт кожухотрубных теплообменных аппаратов. Рис. 4

Возможные причины: отсутствие или пробой фильтра грубой очистки теплоносителя.

Варианты устранения:

а) механическая и/или химическая очистка с одновременной установкой или заменой необходимой рекомендованной системы фильтрации.

В случае, если происходит образование нагара в системе котла-утилизатора, следует установить или отрегулировать имеющуюся систему дожига отработанных газов, а также проверить всю систему на предмет соответствия предусмотренным условиям эксплуатации.

5. Образование известковых отложений (накипи) на внутренней поверхности труб трубного пучка, в межтрубном пространстве, выраженное в увеличении гидравлического сопротивления и/или значительном снижении показателей теплообмена.

Ремонт кожухотрубных теплообменных аппаратов. Рис. 5

Возможные причины: чрезмерная минерализация теплоносителя («жёсткая вода»).

Варианты устранения:

а) полная механическая и химическая очистка теплообменного аппарата.

Следует учитывать, что при критически большом количестве минеральных отложений в межтрубном пространстве химическая очистка может не принести ощутимого результата; по причине невозможности механической очистки внутренних труб пучка в таких случаях рекомендована полная замена трубного пучка в сборе.

Большинство упомянутых проблем характерны для кожухотрубных теплообменных аппаратов устаревших конструкций со значительным сроком эксплуатации. АО «ЦЭЭВТ» предлагает услуги по замене таких агрегатов на теплообменные аппараты собственной разработки и производства, с улучшенными характеристиками (интенсифицированные), с повышенным запасом мощности теплопередачи и значительно увеличенным сроком гарантийной эксплуатации. В каждом конкретном случае производится индивидуальный расчёт теплообменного аппарата для гарантии его максимального соответствия заданным техническим условиям.

АО «ЦЭЭВТ» также производит замену трубных пучков на новые собственного производства, изготовленные из труб с турбулизаторами (с волнообразной накаткой). Данная технология обеспечивает прирост мощности теплообмена и, кроме того, обеспечивает интенсивную самоочистку труб от возможных загрязнений за счёт вихревых процессов внутри трубы.

Вся продукция АО «ЦЭЭВТ» официально сертифицирована для использования на территории Российской Федерации.